Особенности детей с фобическим синдромом

 Тревожно-фобические расстройства - группа расстройств, в которой тревога вызывается исключительно или преимущественно определенными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), в настоящее время не являющимися опасными.

Реактивные состояния и неврозы занимают одно из ведущих мест в нервно-психической заболеваемости детей. К ним относятся формы, характеризующиеся преобладанием страхов (фобий). Установлено, что расстройства в виде тревожности встречаются в 10-15% случаев. Страх и тревога, являясь адаптационными феноменами, способны приобретать устойчивый патологический характер, когда возникает несоответствие между переживаемой эмоцией и реальной опасностью. Характерная особенность детского возраста - относительная легкость появления аффекта страха. У детей страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страха может быть обусловлена некоторыми факторами внутренних и внешних условий. В числе факторов внутренних условий особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психического инфантилизма в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Основной фактор внешних условий - неправильное воспитание типа гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребенка. Эпидемиологические исследования показывают, что в условиях экономической, социальной и политической нестабильности идет накопление фобий в общей популяции. Фобии нередко настолько интенсивны, что приводят детей к школьной и социальной дезадаптации.

Развитие невротических фобий представляет собой последовательную цепочку симптомов, отражающую порядок формирования личностных реакций в ответ на осознаваемую или неосознаваемую травму. Первыми возникают наиболее автоматизированные вегетативные и сенсомоторные расстройства, затем присоединяются аффективные, и завершается развитие синдрома становлением фобических расстройств невротического уровня.

Наши клинические исследования представлены данными, полученными при обследовании и лечении 126 детей в возрасте 8-12 лет с тревожно-фобическими расстройствами. При поступлении в стационар и после лечения определяли уровень тревожности по Спилбергеру, личностные особенности (опросник Р.Б. Кеттэла), эмоциональное состояние (тест Люшера), адаптивность поведения ребенка в структуре межличностных отношений (тест Розенцвейга).

Тест Розенцвейга. Применяется с целью изучения личностных особенностей больных, влияющих на психотерапевтический процесс. Тест включает 24 рисунка, на которых изображены фигурки, находящиеся в различных фрустрационных ситуациях. На каждом рисунке персонаж слева произносит слова, описывающие эту ситуацию. Над фигуркой справа находится квадрат, в который испытуемый должен вписать свой ответ на слова первого персонажа. Каждый ответ оценивается с точки зрения типа фрустрационной реакции и ее направленности.

Типы реакций:

1) с фиксацией на препятствии;
2) с фиксацией на самозащите;
3) с фиксацией на удовлетворении потребности.

По направленности выделяют реакции:

1) внешнеобвинительные;
2) самообвинительные;
3) нейтральные (безобвинительные).

Из 126 обследованных детей у 56 (44,4%) преобладали внешнеобвинительные реакции с фиксацией на самозащите, у 32 (25,4%) - самообвинительные реакции с фиксацией на самозащите.

Тест Спилбергера. При определении уровня тревожности у детей с фобическим синдромом отмечено, что личностная тревожность, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающий и отвечать на каждую из них, имеет более высокие итоговые показатели, чем ситуативная (реактивная) тревожность. Она как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности. Уровень личностной тревожности определялся как умеренный (от 36 до 44 баллов) у 44 детей (34,92%), высокий (от 47 до 72 баллов) - у 43 (34,13%). В то же время умеренная ситуативная тревожность (от 33 до 44 баллов) отмечалась у 62 детей (49,21%), высокая (от 45 до 63 баллов) - у 25 (19,84 %).

Тест Люшера. Для качественного определения эмоционального состояния применялся тест Люшера, основанный на предположении о том, что выбор цвета отражает настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

При интерпретации цветных пар по Люшеру у 39 (30,95%) детей отмечалось негативное состояние, чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность в поведении, у 58 (46,03%) - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, мнительностью, тревожностью, стремлением к самооправданию.

Тест Кеттэла. Модифицированный вариант личностного вопросника, предназначенный для детей 8-12 лет, включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих некоторые качества личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или "первичной черты" (в вопроснике он измеряется в стенах - единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным - 10 и средним - 5,5 балла) и характеризуется биполярно. На биполярность указывает знак + или -, стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими фактор. Из 12 личностных факторов нами выделены два. Фактор О отражает тревогу, озабоченность, опасения. Его значения колебались в пределах 7-9 стен у 97 детей (76,98 %). Фактор Q4 отражает напряжение, раздражительность, фрустрацию. У 83 детей (65,87 %) его значения достигали 8-10 стен.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что у детей с тревожно-фобическими расстройствами личностные особенности почти полностью определяют исход болезни. У больных с реакциями фиксации на самозащите первое же столкновение с действительностью приводило к потере уверенности в своих силах. Дети, как правило, "шли по линии наименьшего сопротивления", выдвигая в свое оправдание неблагоприятно сложившиеся обстоятельства, или использовали для достижения своих целей близких, вызывая у них чувство сострадания. Все дети испытывали большие трудности в реализации намерений как личного, так и социального плана. Требовались активные побуждения извне для того, чтобы заставить их изменить что-то в жизни или разрешить конфликтную ситуацию. В то же время, по данным Э. А. Карандашевой, у взрослых с невротическими фобиями такое состояние наблюдалось при реакциях с фиксацией на препятствии.

Преобладание в эмоциональной сфере личностной тревожности, а также чувства безнадежности, обреченности, неадекватности в поведении и в оценке приводит в дальнейшем к обнаружению в структуре личности эмоциональной неустойчивости, неадекватности реагирования на внешние события. Эти особенности затрудняют адаптацию ребенка к окружающей среде, снижают способность к правильной оценке ситуации. А наличие таких личностных качеств, как повышенная возбудимость, сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, избыток побуждений, не находящий практической разрядки в процессе деятельности, что связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания, может только подкреплять дезадаптивное поведение ребенка.