Клинические проявления ксеноновой анестезии

При проведении ксеноновой моно-анестезии в масочном варианте при небольших оперативных вмешательствах (грыжесечениях, венэктомии) мы установили 4 стадии.

Первая стадия - парестезии и гипоалгезии. Появляется с первых 5-6 вдохов смеси Хе:О2 (70:30) и нарастает в течение 1-2 мин. Характеризуется появлением периферической парестезии, онемением и слабостью в ногах, чувством давления в эпигастрии и разлитой тяжестью во всем теле. Отмечается шум в ушах, сдавление головы. Появлялось чувство опьянения, дискоординации, покачивания, как в лодке. Сознание сохраняется ясным, дыхание равномерное, кожа теплая сухая, пульс слегка учащен нарастает гипоалгезия. Порог боли увеличивается в 2 раза от исходного.

Вторая стадия - эйфории и психомоторной активности.
Стадия наступает на 3 мин на фоне уже сниженной болевой и висцеральной чувствительности. Отмечается прилив радостных эмоций, ощущения блаженства. Возникает логоррея, желание рассказать о своих приятных ощущениях. Внушаемость сохраняется. Постепенно нарастает скованность, заторможенность, дизартрия. Мышечный тонус повышается. Дыхание углубляется, становится неравномерным. Кожа сухая, теплая, розовая. АД несколько повышено, пульс учащен. Болевой порог возрастает в 3 раза.

Третья стадия -аналгезии и частичной амнезии.
Появляется на 4-й мин. Характеризуется появлением выраженной аналгезии. Болевой порог не определяется. На болевые раздражения пациент не реагирует. Сознание сохраняется, но наступают провалы в памяти, возникают зрительные образы, нелепые ситуации, нарастает заторможенность, появляется (со слов испытуемых) предчувствие скорой утраты сознания.

Путем снижения концентрации Хе удается пролонгировать стадию аналгезии, сохранить словесный контакт с больным, что раскрывает широкие возможности использования ксенона для лечения болевого синдрома или проведения операций, когда необходим личный контакт оперирующего хирурга с пациентом.

Четвертая стадия - анестезии (полной аналгезии и амнезии)
Наступает на 5-й мин. Соответствует 1 уровню хирургической стадии эфирного наркоза (по Гиделу). Сознание утрачивается, исчезают глоточные и роговичные рефлексы. На ларингоскопию и введение ларингеальной маски пациенты не реагируют. Зрачки суживаются. Дыхание ритмичное. Тонус мышц снижается, челюсть западает. АД и пульс нормализуются. Кожа сухая, розовая, теплая. Пациент не реагирует на хирургическую манипуляцию.

Клиническое течение хирургической стадии ксеноновой анестезии подтверждается данными нативной ЭЭГ и при углублении наркоза появляется тета- и дельта ритм. Наступление хирургической стадии подтверждается также показателями ВIS-спектрального индекса ЭЭГ в диапазонах 40-60%. Однако BIS –индекс не может быть инструментом контроля седации и анестезии в период индукции и выхода из ксеноновой анестезии, поскольку его показатели отстают от клинических проявлений наркоза и дезориентируют анестезиолога.

Пробуждение больного после выключения Хе наступает через 2 мин, а через 4-5 мин сознание восстанавливается в полном объеме с сохранением гипоалгезии в течение 12-30 мин, что свидетельствует еще об одном преимуществе ксенона перед закисью азота. Побочных реакций от ксеноновой анестезии не отмечено.

В эндотрахеальном варианте нами проведено более 120 анестезий ксеноном при различных операциях в общей хирургии, гинекологии, урологии и сердечно-сосудистой хирургии. Изучались при этом различные показатели функциональных систем организма.

Кардиоваскулярная система

Комбинированная анестезия ксеноном обеспечивает удивительно стабильное течение показателей гемодинамики. Ксенон, в отличие от закиси азота, не оказывает кардиотоксического эффекта, не вызывает заметного влияния на периферический сосудистый тонус и фазовую структуру сердечного цикла. При наркозе ксеноном урежается пульс, увеличивается УО, СИ, РЛЖ, нормализуется функция вегетативной регуляции сердечного ритма, не изменяются стандартные показатели ЭКГ. Возбудимость и сократимость миокарда не нарушаются. После ксеноновой анестезии не отмечено появление поздних желудочковых потенциалов, что свидетельствует об отсутствии у него скрытого аритмогенного действия. Ксенон - лучший анестетик для пациентов с компрометированной кардиоваскулярной системой.

Дыхание

Ксенон в условиях моно-анестезии вызывает неравномерное дыхание во второй стадии наркоза по мере углубления наркоза дыхание становится автоматическим, частота дыхания устанавливается на уровне 12-14 в минуту, несколько увеличивается ДО. Минутный объем дыхания (МОД) при этом сохраняется в пределах исходных значений. Газы крови и уровень оксигенации не нарушаются, автоматизм дыхания не изменяется и чувствительность дыхательного центра к гипоксии и гиперкапнии сохраняется.

Морфологический состав крови и гемостаз

Ксенон не оказывает существенных изменений морфологического состава и коагуологии крови по сравнению с закисью азота. Отмечается умеренный лейкоцитоз, увеличение моноцитов и палочкоядерных нейтрофилов без статистически достоверной разницы между анестетиками. При ксеноновой анестезии сохраняется тенденция к гиперкоагуляции. При закиси азота сохраняется гипокоагуляция.

Нейрогуморальный эффект

По данным нейрогуморальных показателей ксенон обеспечивает адекватность анестезии при меньшем в 3-4 раза расходе фентанила по сравнению с рандомизированной группой пациентов, оперированных под комбинированной анестезией N2О+НЛА.

При ксеноновой анестезии сохраняется умеренная стресс-реакция, незначительно повышается кортизол, АКТГ, пролактин, альдостерон, отмечена выраженная анаболическая направленность, выразившаяся в статистическом достоверном увеличении СТГ, лучших вариантах соотношений СТГ/кортизол и АКТГ/СТГ, связанных с более выраженной анестезиологической силой ксенона, сохранением защитных сил организма и отсутствием у ксенона признаков токсического действия. Отмечается небольшое повышение тиреотропного гормона и снижение Т3 и Т4 без статистически достоверных различий между анестетиками: Хе:02 и (N20:02) +НЛА.

Органный кровоток

Ксенон умеренно повышает мозговой кровоток, улучшает кровоток в печени, почках, создает периферическую вазоплегию, что обеспечивает ему хорошие перспективы при использовании его в качестве лечебного средства в практике интенсивной терапии критических состояний.

Метаболизм

Ксенон в максимально допустимой концентрации в клинике и эксперименте не оказывает влияния на углеводный, жировой и белковый метаболизм, на водно-электролитный обмен, показатели КШС и газов крови, ферментный состав крови, ПОЛ. Ксенон полностью оправдывает установившееся мнение о своей «благородности» и химической индифферентности в организме.

Общая и специфическая токсичность
Ксенон не проявляет токсичности ни в остром, ни в хроническом опыте на мелких и крупных животных. Он не обладает тератогенным и мутагенным эффектом, не имеет эмбриотоксического действия, лишен аллергенности и канцерогенности и обладает умеренным иммуностимулирующим действием.

Ксенон экологически чист и безопасен при условии применения низкопоточной анестезии и специального адсорбера для улавливания отработанного ксенона. Он химически инертен, не вступает ни в какие биохимические процессы и выделяется из организма через легкие в неизменном виде. Он не провоцирует злокачественную гипертермию. Имеется достаточно много убедительных данных считать ксенон одним из лучших ингаляционных анестетиков. Он в большей степени удовлетворяет требованиям, которые предъявляют "идеальному ингаляционному анестетику".

Эффективность используемой методики

Основная цель разработки технологии ксенон-сберегающей анестезии состояла в уменьшении высокой стоимости ксеноновой анестезии с тем, чтобы ксенон, как уникальный газовый анестетик, нашел более широкое применение в практической анестезиологии. При среднепоточной анестезии при полузакрытом контуре в соотношениях Хе:О2 (2:1) в час наркоза может расходоваться до 120 л Хе, что составляет (120х5=600 долл.). Естественно, в таких условиях среднепоточной анестезии Хе становится экономически нерентабельным и применение полузакрытого контура без утилизации выдыхаемого ксенона становится нецелесообразным.

Разработанная нами технология минимально-поточной анестезии ксеноном с использованием рециклинга выдыхаемого ксенона приводит к снижению стоимости ксенона по сравнению со среднепоточной анестезией в 30-36 раз за счет рециклинга Хе, обеспечивающего возврат более 85% израсходованного газа. При этом стоимость 2- часовой ксеноновой анестезии составляет около 20 долл, что становится приемлемым для обычных городских больниц.

Всего нами проведено более 150 анестезий ксеноном при различных операциях в общей хирургии, гинекологии, урологии и сосудистой хирургии. По сводной статистике в России в настоящее время проведено уже более 300 операций под ксеноновой анестезией в абдоминальной хирургии, гинекологии, урологии, гепатологии, сосудистой и сердечной хирургии.

Успешно начали проводить ксеноновую анестезию при операциях на сердце в условиях искусственного кровообращения на базе НИИ трансплантологии и искусственных органов (2003). Каких либо осложнений не было зафиксировано. Ксенон обеспечивал достаточную анестезиологическую защиту и высокий органный кровоток при операциях резекции печени у 19 больных (С.В.Авдеев,2003). Ксенон в варианте масочной моноанестезии успешно применялся в сосудистой хирургии у 40 больных (П.С.Сальников,2002).

Каких либо осложнений, связанных с ксеноновой анестезией не было отмечено Расчеты показали, что при неоднократном рециклинге одной и той же партии ксенона может быть увеличено количество ксеноновых анестезий в 5 и более раз. Таким образом, минимально-поточная анестезия ксеноном в сочетании с рециклингом успешно решает проблему снижения стоимости ксенона и его дефицитности. Общие запасы ксенона в России при этом условии будут расти даже при неизменном уровне ежегодного промышленного производства газа.

При совместном сотрудничестве ООО Акела-Н и кафедры анестезиологии и реаниматологии РМАПО в России создана структура, которая осуществляет продажу медицинского ксенона с торговой маркой «КсеМед», обеспечивает на договорных условиях прием утилизированного ксенона и его очистку, а также совместно с кафедрой анестезиологии и реаниматологии РМАПО участвует в подготовке кадров по технологии ксенон-сберегающей анестезии.

Таким образом, внедрение технологии ксенон-сберегающей анестезии и активная модернизация существующего парка наркозной аппаратуры в России создают все предпосылки для внедрения ксеноновой анестезии в широкую клиническую практику. С разработкой ксеноновой анестезии открывается новая и наиболее интересная страница в современной анестезиологии. Ксенон является лучшей альтернативой закиси азота и займет свое достойное место в современной анестезиологии.