Скрипичное соло для больной спины
Самое парадоксальное во всей этой истории заключается в том, что Владимир Мазель по профессии не ортопед. Последние сорок лет он связан с музыкальной педагогикой: в Петербурге, где он раньше жил, он был известен как один из лучших педагогов по классу скрипки.
По словам Мазеля, в процессе своей педагогической деятельности он многократно сталкивался с тем, что прекрасные музыканты вынуждены были "по приговору" медиков оставлять музыку в самый разгар своей карьеры. Эти "приговоры" были связаны с болевыми симптомами - "переигрыванием" рук, резкими болями в области спины и позвоночника и т.д.
В основном, столь неутешительные диагнозы ставили медики, незнакомые со спецификой двигательного процесса у музыкантов. В то же время педагоги, которые воспитывали тех же музыкантов, не обладали даже элементарными знаниями в области физиологии. Впрочем, это беда всей мировой музыкальной педагогики.
И Мазелю пришла в голову счастливая идея: а что если соединить медицинские разработки в этом направлении с педагогической практикой, с наблюдениями, которые он вел в процессе обучения? Первыми пациентами были только музыканты; затем помощи стали просить люди, не имеющие никакого отношения к музыке.
Результатом исследований и практического применения новой методики стала книга "Музыкант и его руки", которую Владимир Мазель выпустил в свет в сентябре прошлого года. Огромный резонанс эта книга получила в России. Одно из местных издательств выпустило повторный тираж книги, а затем издательство "Композитор" выкупило у Мазеля права на "Музыканта...", а также на вторую и третью книги, которые он сейчас заканчивает.
Более того, в питерском Институте ортопедии ему предложили создать и возглавить центр реабилитации, который базировался бы на его уникальной методике.
Собственно, с самой методики я и хотел начать свою беседу с Владимиром Ханановичем.
- Расскажите о сути вашей методики.
- Моя методика направлена на то, чтобы с раннего возраста правильно организовать все двигательные действия ребенка - так, чтобы у него не было проблем в будущем. Но с другой стороны, эта система позволяет и снимать всевозможные проблемы у взрослых людей. В течение пяти-шести недель мне удается не только снять болевые ощущения, не только создать человеку новую осанку, но и вывести его на принципиально иной уровень самоощущения.
- Ваша методика достаточно проста - это определенный комплекс физических упражнений...
- Не совсем так. "Физика" - вторична, первичен же психологический аспект - концентрация внимания на правильное движение и на те мышечные группы, которые должны организовать то или иное движение, вернуть человеку правильную осанку.
- Вашей методикой заинтересовались специалисты-ортопеды. Я читал их отзывы, там утверждается, что эта методика носит революционный характер.
- Наверное, революционность этой методики заключается прежде всего в осознании собственной безграмотности. Я, как и все, долгое время находился во власти существующих представлений. Как только я отказался от стереотипов, то совершил некий прорыв. Вначале для самого себя, а потом и для остальных. И тот факт, что ортопеды всерьез восприняли мои разработки, говорит сам за себя.
- Но речь идет о российских ортопедах...
- Не только. Я преподавал в Бар-Иланском университете, месяц читал лекции на отделении восточных инструментов. Отзывы были очень хорошие, и тогда я предложил организовать реабилитационный центр на базе университета. Кроме того, там есть курсы переподготовки педагогов, и я хотел и их ознакомить со своей методикой. Ибо педагоги, которые работают с детьми, обязаны все делать для того, чтобы не калечить своих воспитанников. Пока там думают и прикидывают, как такой центр можно организовать, я консультирую израильских музыкантов, да и не только их. Ко мне приходят люди, которым врачи зачастую не могут помочь и выставляют один диагноз: "нетрудоспособность".
- Насколько мне известно, вы практикуете и тогда, когда приезжаете в Россию?
- У меня очень много отзывов от вылеченных мной "звезд". Вот, к примеру, Анна Лаухина - петербургская скрипачка, "звезда". В двадцать три года у нее началась атрофия мышц правой руки, и врачи советовали ей бросить скрипку. Полгода она вообще не могла взять скрипку в руки. После полуторамесячных занятий по моей методике она полностью восстановила работоспособность.
- Владимир Хананович, а каким образом о вашей методике узнали петербургские ортопеды?
- Случайно. Моя книга каким-то образом попала в НИИ ортопедии - это базовый институт Академии медицинских наук. Затем меня пригласил на встречу директор НИИ академик Николай Корнилов. Во время нашей сорокаминутной беседы он предложил мне создать реабилитационный центр на базе его института. А надо заметить, что здесь кроме института есть еще и клиника на девятьсот коек.
- И вы согласились на предложение академика?
- Да, я созвонился с Петербургом и дал свое согласие. Организовать такой центр я могу за два-три месяца. Обучу специалистов, и они будут принимать больных...
Кстати, академик Корнилов считает, что книга израильтянина должна стать пособием не только для музыкантов, но и для ортопедов. По его словам, непостижимо, как человек, не имеющий специального медицинского образования, смог разработать уникальную методику, опирающуюся на глубокие ортопедические знания.