Объемное знание – 1. Введение
Сначала определимся в значении некоторых терминов, которыми будем пользоваться:
Правда. Когда мы говорим: “Чечня – неотделимая часть России!”, или “Чечня должна быть независимым государством!” - все это правда, с разных позиций. Правда - всегда субъективна, привязана к месту, времени и прочим реалиям; она реальна и конкретна.
Истина. Это когда все “правды” сплавить воедино. Истина абстрактна. Ее нельзя пощупать или увидеть. Но это не значит, что ее не существует, и что ею нельзя пользоваться.
Рождение истины. Представьте, что Вам наступили на ногу. И перед Вами встает дилемма: ответить по принципу “око за око, зуб за зуб” или уступить библейским увещеваниям “подставить и вторую щеку” (в данном случае – ногу). Запомните это ощущение! Томительное ощущение борьбы противоположностей. Оно есть – это ощущение, а это значит, что для Вас Истина достижима. Потом Вы отступите от Истины, отдав предпочтение этим или другим вариантам своего ответа на обиду. Но можете гордиться – Вы стояли рядом с Ней!
Для логики сознания истина в принципе недостижима. Не потому, что логика – никудышный инструмент, а потому, что она одномерна. Одновременно видит только что-то одно. Вроде как карманным фонариком освещать гору. К истине можно приближаться - чем больше вариантов правды учитываем, тем ближе к истине. Получая что-то вроде синтеза нескольких правд.
Знание о чем-либо в привязке к конкретным (текущим) условиям было полезным для выживания: древний человек использовал дубину как палицу на охоте, как лопату при выкапывании корней, как спасательный круг в воде, как топливо в костре. Тогда не было особой нужды иметь в виду одновременно множество свойств одной и той же вещи. В том числе противоположные, взаимоисключающие свойства. И человеческое сознание сконцентрировалось на видении лишь “одной стороны медали”.
Взгляд на материю с ее информационной стороны требует видения вещи во времени и причинном многомерном пространстве. При этом процесс познания вещи осуществляется с помощью череды отдельных ее “картинок”, подлежащих слиянию в некий синтез. Осознаваемый как общее “знание”, и не могущий быть выраженным иначе как с помощью той же череды фрагментарных «картинок».
Если сказать человеку, никогда не слышавшему слово инструмент, - “инструмент”, то он ничего не поймет. Но если, потом, показать ему картинки, где дубина выступает в различных ролях, то он интуитивно поймет, значение этого слова. Будет им пользоваться, даже если и не читал его разъяснения в словаре.
Мы с незапамятных времен используем собирательные, абстрактные понятия, создавая сложную иерархию из того, что нельзя увидеть, пощупать. Не задумываясь о том, что издавна пользуемся тем, что создано прихотью (точнее пытливостью) нашего ума. Для человеческой природы в таком познании нет ничего нового. Вся новизна в осознании существования этого механизма человеком. В том, чтобы научиться активно его использовать себе на пользу и гораздо активнее, чем это делается сейчас.
Можно давать названия абстрактным понятиям, проявляя их в вещественном мире. Однако, дано ли им название, или не дано – это не влияет на их существование – они есть! Наша задача научиться ощущать их так же плотно, как, скажем, ощущаем рубашку на теле. И передать это умение нашим помощникам – машинам (что, впрочем, неосознанно уже давно делается).
Но здесь есть одна тонкость. Понимание термина “скорость”, отличается от его ощущения. Оно и не удивительно – ведь здесь участвуют две разные системы, имеющиеся у человека. Система ощущений развита у нас не хуже зрения, слуха и других. Просто мы не умеем использовать ее для передачи точного знания другим. Художники, артисты пытаются делать это.
Ощущение. Проявление в сознании объемного знания.
Объемное знание. Если Вы ни о чем не думаете, то это не значит, что внутри Вас не идет “мыслительная” работа. Еще как идет! Независимо от Вашей воли. Назовем эту работу словом синтез, синтез информации. Информация, получаемая от органов чувств (известных и пока еще неизвестных нам) вступает в сложнейшие взаимодействия, рождая то, что мы можем осознать как смутное ощущение. Этот синтез, утряска когда либо услышанного, увиденного будет продолжаться всю жизнь, изменяя наше ощущение-мнение о прошлом. Таким образом, изменяя существующее в нас прошлое.
Объемное знание зависит не только от воспринимаемого, но и от опыта воспринимающей системы. А опыт ее мало сказать что огромен. Ее опыт – всё, когда-либо воспринятое всеми органами. Субъективность объемного знания находится в обратной зависимости от опыта. То есть, чем больше опыт, тем меньше субъективность. Поэтому, картины художников и другие произведения искусства могут иметь неоднозначное толкование при восприятии их разными зрителями.
Несмотря на известную субъективность, объемное знание может оказаться весьма полезным при дефиците одномерной информации. В планируемой к публикации работе “Объемное знание – 2. Виртуальный признак в биологии и медицине” будет показан практический пример применения вещественно не существующих признаков для распознавания реально существующих объектов.