Сон и сновидения

В эволюционном плане сон теплокровных, имеющий быструю (парадоксальную) и медленную фазы, стал своего рода компромиссом между потребностью в отдыхе с одной стороны и требованием безопасности, необходимостью адаптации к холоду во время сна - с другой. Похоже, что медленная фаза - основная, самая древняя часть сна. Быстрый же сон в связи с теплокровностью мог возникнуть из механизма подобного разогреванию при выходе из состояния оцепенения или спячки (спячка - это сезонное замедление всех функций с понижением температуры тела).

Возможно, при переходе к теплокровности существовали виды уже теплокровных животных, у которых суточный сон был ещё похож на оцепенение (у некоторых очень мелких теплокровных подобное оцепенение с понижением температуры тела наблюдается и сейчас, например, у птиц колибри). Такой сон-оцепенение на каком-то этапе эволюционного развития мог иметь не только суточный ритм, но и многократные циклы (оцепенение - разогревание) в течение суток или только ночью. То есть, как в современной структуре сна, что оказалось очень ценным приобретением и закрепилось у преобладающего числа видов теплокровных животных.

Быстрая фаза сна или фаза быстрых движений глаз (БДГ) гарантирует мгновенное возвращение сознания, способность к ориентации при пробуждении во время или по окончании этой фазы. Парализованное состояние в эту активную для мозга фазу позволяет животным оставаться скрытыми от хищников. Все это повышает безопасность, и, возможно, даже быстрые движения глаз (у спящего, видимые для окружающих (сигнал для приблизившегося, что спящий вот-вот проснётся), выполняют ту же функцию.

Ещё смена циклов медленной и быстрой фаз позволяет не допустить переохлаждения, которое может наступить в медленную фазу сна. Например, у слонов (которым из-за своей массы трудно переохладиться) этот цикл достигает 2 часа. Для сравнения: у мелких животных он может длиться не более 10 минут. Причём не менее четверти цикла занимает период "разогревания" - то есть быстрая фаза. У человека цикл сна занимает промежуточное положение - около 90 минут.

Для отдыха и восстановления психических функций более важным, по-видимому, является медленный сон. Это подтверждают и эксперименты с депривацией сна. В эту фазу наблюдается наиболее глубокое торможение ЦНС, нейтрализуются (вытесняются) переживания прошедшего дня, что способствует восстановлению психического равновесия (бывает достаточно и нескольких минут дремотного, поверхностного сна).

Однако, более сильные, актуальные переживания, не прошедшие "сита" медленного сна, "подхватываются" последующей быстрой фазой сна и становятся темой сновидений. А сновидения, в свою очередь, способствуют смещению этих переживаний ("переработка" информации) путём осознания "символов" или увеличивают вероятность осознания этих "символов" во время бодрствования (возможно, в тех случаях, когда сны не запоминаются). Все эти процессы снимают напряжение, и, вместе с тем, способствуют сохранению в памяти признаков возможной опасности.

Часто в сновидениях один сюжет может вместить в себя много различных волнующих тем, связанных множеством ассоциаций. Такая концентрация событий в необычных сочетаниях - сгущение, драматизирование (термины из работ З. Фрейда) - усиливает эмоциональный эффект. Именно такие сны чаще всего и запоминаются, то есть осознаются. Чем больше ассоциаций, тем важнее информация и, следовательно, тем больше она заслуживает внимания.

Следовательно, сновидение может иметь и предупредительную функцию. Например, кошмары падений усиливают и поддерживают страх высоты на необходимом уровне. В данном случае реакция боли, ранее возникавшая при падениях, оказывается вытесненной из сознания (она отсутствует и в сюжете сновидения), но символически представлена в сновидении в виде страха при падении. Не вызывает сомнения адаптивный характер подобных вытеснений.

Если животные или человек будут постоянно, в любой ситуации опасаться возможных повреждений и болевых реакций, это будет сковывать движения и снизит поисковую активность. Кошмары типа "падений", а также смещенные образы в более мягкой форме (символы) предназначены именно для того, чтобы поставить "метки" на действительно опасные ситуации в виде страха высоты, падающих предметов, или в других более сложных жизненных ситуациях.

Рассмотрим, как может образовываться условная реакция страха в ситуациях с падениями. В реальной жизни ничто не повторяется в той же самой обстановке несколько раз. Да и сама обстановка меняется. С рождения дети не боятся высоты, а когда начинают ходить - много падают. Например, один раз ребёнок упал и испытал боль, когда быстро побежал за кошкой, в другом случае упал со стульчика, а на улице - с детской качели. В каждой из этих ситуаций постоянно присутствовал только один условный сигнал - потеря опоры. На неё и вырабатывается условный рефлекс или реакция страха.

Какое же адаптивное значение может иметь страх потери опоры, ведь ребёнок не осознаёт того, что он когда - либо терял опору и не предвидит этого в опасных ситуациях? По сути дела, ввиду мимолётности, очень малой продолжительности самого падения, не осознаётся, видимо, и сам страх потери опоры. Ответ на этот вопрос следует искать, скорее всего, в сновидениях. Те ассоциации, которые возникают при каждом падении: потеря опоры и кошка, потеря опоры и стульчик, потеря опоры и качели - рано или поздно выводят на тему потери опоры в сновидении, а значит - на тему падений. Отсюда кошмары падений.

Сон "усиливает" едва тлеющее ощущение опасности до таких масштабов, до такого страха падений, что дальнейшее обусловливание, то есть смещение на условный сигнал высоты, и страх высоты, уже не вызывают никаких вопросов. Как и важное адаптивное значение страха высоты для предотвращения падений. Возможно, "усиливающее свойство сна", является причиной трудного угасания социальных и других страхов (фобий).

Забегая вперед, отметим жесткую привязку основных (в детстве) сюжетов сновидений с проявлениями гравитации. Тот же страх падений, падающих предметов, страх тесных пространств, связанный с опасностью обрушения укрытий - все свидетельствует об этом.

Известно, что живущие в воде морские млекопитающие не имеют быструю (БДГ) фазу сна (Мухаметов Л., 1985), в которую и генерируются предупреждающие сновидения. Так как проявления гравитации в воде ослабляются (опасности, связанные с ней), то можно сказать, что сновидения и быстрая фаза первоначально возникли (наряду с другими причинами) как механизм предупреждения связанных с гравитацией опасных ситуаций, вероятность возникновения которых возрастала с появлением теплокровности и, следовательно, повышенной активностью.

Если исследовать сновидения не одномоментно, а во временном развитии, то наблюдается, например, в теме падений некая динамика: сначала, преимущественно в детском возрасте, снятся кошмары "простых" падений; по мере взросления в рассказах об увиденных снах все больше делается акцент на случаях избегания падений, например, при хождении по краю обрывов, крыш высоких домов и т. д., испытывая при этом жуткий страх, который, как бы, и предотвращает падение; далее по мере изживания страха может присниться сон с чудесными полетами над окружающей местностью или боле реалистичный сон на эту же тему, окрашенный положительными эмоциями.

Можно сказать, что это один и тот же сон, растянувшийся на многие годы или, что это один и тот же психический процесс, который под воздействием окружающей обстановки претерпевает фазные изменения. Попытка проанализировать этот феномен и легла в основу настоящей статьи.
Сновидения имитируют реальные события, то есть используют тот язык, который нам доступен. Функция мозга - восприятие реальных событий происходящих одно за другим, реагирование на ситуации.

Когда появилась необходимость (в филогенетическом смысле) отслеживать трудно прогнозируемые, опасные ситуации (например, связанные с гравитацией), которые наяву возникают достаточно редко, чтобы нарабатывался необходимый опыт, тогда и появился механизм сновидения. Таким образом, функция сновидения несколько отличается от функции сознания, а средства те же: способность воспринимать череду событий, пусть и сгенерированных (пример целесообразности в живой природе: использование имеющихся ресурсов, механизмов для выполнения новых или дополнительных задач).