Местная терапия галактофорита

Аннотация.

Работа посвящена лечению хронического галактофорита, осложняющего течение секреторной мастопатии. Авторы, основываясь на изучение этиопатогенеза, а также клинико-морфологических проявлений патологии изучили результативность трех схем комбинированного лечения галактофорита включающих воздействие на бактериальную флору, патологическую секрецию и нарушенный метаболизм тканей молочных желез. Все они оказались высоко эффективными и приемлемыми для внедрения в клиническую практику. Авторы отмечают, что выявление бактериального осложнения секреторной мастопатии и его успешного излечения, на 25% повышает результативность гормонального лечения мастопатии.

Местная терапия галактофорита.

Составление плана лечения каждой больной галактофоритом должно проводится с учетом этиопатогенеза заболевания и его причинно-следственных отношений. Безусловно, что это заболевание в сути своей является инфекционным (бактериальным) процессом и поэтому антибактериальная терапия должна быть обязательным и ведущим компонентом в лечении этой патологии. Для этого необходимо провести бактериологическое исследование секрета с целью выявления характера инфекционного начала и его чувствительности к антибиотикам.

Вместе с тем, мы полагаем, что это хроническое заболевание может возникнуть в молочной железе при непременном условии - наличия патологической секреции, обусловленной дисгормональными изменениями в молочной железе, лактацией или последствием ранее перенесенного мастита. Мы предполагаем, что патологический секрет и материнское молоко содержащие в себе белок и углеводы, являются не только хорошей питательной средой для бактериальной флоры, но и, определенным образом, влияют на сфинктерные механизмы концевых отделов протока на соске, что и обуславливает механизм проникновения бактериальной флоры в проток из вне (сама секреция вызывает расслабление сфинктера).

Такой механизм инфицирования секрета предполагается и в исследованиях М.П. Королева и авторов . Поэтому галактофорит рассматривается нами не как самостоятельная патология молочной железы, а как осложнение секреторной мастопатии, первично обусловленной гормональными нарушениями или лактацией. Вместе с тем, мы не исключаем и возможность первично-инфекционного начала, как последствие лактационного мастита Д.Л. Розин. Оно нами предполагалось в тех наблюдениях, когда патологические выделения с наличием бактериальной флоры (бак. посев) наблюдались лишь из одного, двух протоков одной молочной железы без клинических признаков секреторной мастопатии.

Однако и в этих наблюдениях первичным, очевидно, все-таки была повышенная секреция (лактация). В связи с выше сказанным при составлении схемы лечения мы непременно учитывали характер гормональных изменений, обуславливающих секреторную патологию. Они были чрезвычайно разнообразными и многоликими в клинических проявлениях. Однако в подавляющем большинстве случаев, характеризовались гиперэстрогенизацией (абсолютной или относительной). Мы предполагаем, что очаговая или диффузная повышенная рецепторная активность протоков молочной железы тоже может определять повышенную концентрацию эстрогенов в них.

Поэтому назначаемая нами гормонотерапия согласовывалась с выявленными нарушениями гормонального баланса и состоянием гормональной рецепторности молочной железы. Протоковый секрет или содержимое мелких кист при фиброзно-кистозной мастопатии отличались повышенной концентрацией эстрадиола, по сравнению с плазмой, в то время, как при дольковом поликистозе обнаруживалась гиперконцентрация прогестерона.

Известно, что длительный воспалительный процесс в протоках молочной железы проявлялся и перидуктальной воспалительной реакцией тканей, нарушением обменных процессов с исходом в склероз и гиалиноз. Кроме того основной процесс (мастопатия), характеризуется уменьшением количества артериальных сосудов и их калибра и в тоже время « встречались участки с более развитой артериальной сетью, соответствовшие очагам атипической пролиферации» Т.Б. Журавлева .

Е.И. Пальчевский  и М.М. Авербах  отмечают резкое расширение лимфатических сосудов в очагах мастопатии. Причину расширения лимфатических сосудов авторы видят в значительном обогащение стромы тканевой жидкостью и застоем ее в лимфатических сосудах. Лимфостаз и лимфоплетора также создают условия для интенсивного развития склероза органа. Развитие прогрессирующего склероза и гиалиноза соединительной ткани в участках мастопатии отмечено В.С. Сувориным , причем разрастающаяся соединительная ткань, по его мнению, сдавливает и деформирует железистые дольки, вызывая в них застой секрета, что в дальнейшем приводит к образованию кист.

М.М. Авербах считает склероз и гиалиноз стромы вокруг расширенных протоков и кист, а также дезорганизацию долек молочной железы завершающим этапом формирования очага мастопатии. Таким образом, в очаге мастопатии осложненном хроническим воспалительным бактериальным процессом мы находим суммирование ведущих патоморфологических проявлений дисгормонального заболевания и воспалительного процесса, которые, прежде всего, определяются очагами атипической пролиферации на фоне глубокой дистрофии тканей молочной железы.

Они то, в первую очередь определяют грависность этой патологии в последующем злокачественном превращении. Поэтому раннее обнаружение секреторной мастопатии осложненной галактофоритом и ее своевременное излечение мы склонны рассматривать в плане вторичной профилактики протокового рака молочной железы. В комплексной терапии 280 больных, секреторной мастопатией осложненной галактофоритом мы использовали в различных сочетаниях следующие методы лечения.

Ретромаммарная новокаиновая блокада с антибиотиком индивидуально подобранным по результату микробиологического анализа, озонотерапия, лазеротерапия, гормонотерапия, витаминотерапия, лаваж протоков. Лаваж протоков для лечения секреторной мастопатии, осложненной галатофоритом нами применен впервые. Рутинное использование этого метода в лечебной практике стало возможным благодаря применению моделированного хлорвинилового катетера и нашей модификации методики интубации им пораженного протока.

Лаваж протоков молочных желез нами применялся в тех случаях, когда через 2-3 месяца после комбинированного применения гормонотерапии с ретромаммарной новокаиновой блокадой и антибиотиками, а также с озоно и лазеротерапией оставались не излеченными от галактофорита 1-2 протока молочной железы. Для санирования протокового русла использовали раствор димексида растворенный 1*3 0,5% новокаином.