ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОПУХОЛЕЙ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ

Проблема хирургического и комбинированного лечения опухолей мочеполовой системы и сегодня представляют определенный интерес и активно обсуждается в современной онкоурологии. Все расширяющиеся диагностические возможности позволяют выявить опухоли мочеполовой системы в более ранних, неинвазивных стадиях, что не может не отразиться на тактике хирургического лечения данной категории больных.

С 1992 года по 2001 год под нашим наблюдением прошло стационарное обследование и лечение 105 больных с опухолями мочевого пузыря. Из них мужчин 87 (83%) и женщин 18 (17%). В возрасте от 30 до 90 лет. Наиболее часто опухоль сопутствовала более пожилому возрасту от 60 до 80 лет (66%), реже от 50 до 60 лет (20%). В возрасте старше 80 лет опухоль обнаружена у 8%, а моложе 50 лет у 6% больных.

Опухоль мочевого пузыря чаще всего протекала на фоне сопутствующей патологии: сердечно-сосудистой патологии – 56 больных (53.3%); или хронической патологии органов мочевой системы: хронический пиелонфрит в различных фазах течения – 50 больных (47.6%) и вторичный цистит – 16 больных (15.2%).

В диагностике опухолей мочевого пузыря широко использовались УЗ сканирование, рентгенологические методы, эндоскопические и лабораторные методы (наличие в моче атипичных клеток). УЗИ метод оказался наиболее информативным и выявил опухоль у 99 боьлных (95%), в случаях с ориентировочной локализацией: дно – 17.1%, правая стенка – 17.1%, левая стенка – 22.8%, где находили объемное образование. Менее информативным оказались рентгенологические методы (нисходящая цистография).

Последние выявили опухоль у 72 больных, что составидо 68.5%. В ряде случаев у 13 больных (12.3%) рентгенологические данные ошибочные данные, констатируя другую патологию мочевого пузыря вместо опухоли: дивертикул – 3 (2.8%), ДГПЖ – 6 (5.7%), камни мочевого пузыря – 4 (3.8%) в 10 случаях (9.5%) рентгенологически не установлено наличие имеющейся опухоли в мочевом пузыре.

Попрежнему информативной была цистоскопия, которая выполнялась нами практически у всех больных, исключая 24 случая где опухоль была информативно доказана другими методами или имелись другие противопоказания. И практически неинформативным оказался метод цитологического исследования мочи позволивший выделить атипичные клетки в моче всего у 16 (15%)случаях.

Лечение больных с опухолями мочевого пузыря проводилось комбинированно. На первом этапе выполнялось хирургическое лечение. При первой и второй стадии опухоли применялся ТУР – 18 (17.1%) и трансвезикальная коагуляция и резекция опухоли – 66 (63%). В более поздних стадиях выполнялась сегментарная резекция мочевого пузыря – 10 (9.5%), гемирезекция с неоимплантацией мочеточника – 3 (2.9%). У восьми больных из-за тяжести состояния в третьей, четвертой стадии и сопутствующей патологии отказались от оперативного леченияи, последние были переданы в онкодиспансер на консерватвную терапию.

Все оперированные больные после консультации с онкоурологом переводились в онкодиспансер на химио и лучевую терапию, где и продолжали наблюдаться. В последние три года хирургическое лечение опухолей (неинвазивных) дополнялось иммунотерапией. Внутрипузырная инстиляция вакциной БЦЖ проведена 6 больным после операции ТУР спустя 3-4 недели и противорецидивная терапия через 6 месяцев после первого курса. Рецидив у данного контингента больных возник всего у 1 больного (16,6%) через 1,5 года после лечения, в то время как у пролеченных нами 32 больных без инстиляций рецидив был в 7 (23.6%) случаев.

Подводя итог необходимо отметить высокую диагностическую ценность УЗ метод и эндоскопический метод при очень низкой цитологической диагностики. Среди хирургических методов все большую популярность завоевывает ТУР в сочетании с иммунокоррекцией и профилактикой вакциной БЦЖ.