Дисфибриногенемии у детей

Целью работы явилось изучение частоты встречаемости ДФГ у детей, первичным диагнозом у которых являлась наследственная тромбоцитопатия различных патогенетических вариантов, а также у детей с вторичной тромбофилией на фоне хронического ДВС-синдрома.

Материалы и методы исследования. Обследовано 330 детей различного возраста и пола. Группу I (n=112) составили пациенты у которых тромбоцитарная дисфункция сочеталась с другими нарушениями в системе гемостаза, и сопровождалась типичными проявления системной дисплазии соединительной ткани, что укладывалось в рамки синдрома геморрагической гематомезенхимальной дисплазии (ГМД). В группу II (n=198) вошли больные с различными вариантами наследственных тромбоцитопатий (НТП) без признаков ГМД. Группу III (n=20) - пациенты с хроническим ДВС-синдром на фоне основной патологии. Группа сравнения - 43 взрослых пациента (кровных родственников этих детей). Контрольную группа - 50 здоровых подростков.

Результаты исследования. У пациентов I группы, выявленные нарушения ауто- и гетерополимеризации фибрин-мономеров (р< 0,01), отчетливые нарушения ЭХТ и АЦТ (р< 0,001) при нормальном содержании фибриногена (р< 0,1) в крови указывают на наличие фоновой (скрытой) дисфибриногенемии, а в ряде случаев и диспротромбинемии, что является одним из достоверных лабораторных признаков ГМД.

У больных II группы в лабораторной картине доминировали комбинированные коагулологические дефекты (у 31,3% больных). У части больных данной группы имели место тромбоцитопатии с преимущественным нарушением адгезии к коллагену и стекловолокну и дефицитом активности фактора Виллебранда.

Изучение тестов с ядовыми коагулазами показало, что у больных детей при наличии хронического ДВС-синдрома наиболее часто и постоянно выявлялась гиперкоагуляция в ЭХТ (р< 0,05).

При оценке неферментативной фазы конечного этапа свертывания крови выявлено достоверное ускорение аутополимеризации МФ (р< 0,001) и стимулирующее влияние плазмы больных хроническим ДВС-синдромом на сборку донорских МФ (р< 0,01) в реакции гетерополимеризации последних, что достоверно указывало на возникновение у данной категории пациентов тромботического варианта ДФГ.

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что наиболее информативными тестами, отражающими гиперкоагуляционные изменения при хроническом ДВС-синдроме, являются пробы с использованием коагулирующего яда эфы многочешуйчатой и тесты оценки скорости ауто- и гетерополимеризации МФ.

При сопоставлении лабораторных показателей было определено, что у пациентов, у которых наследственная тромбоцитарная дисфункция протекала сопряженно с ГМД, оказались более увеличенными лебетоксовое и эхитоксовое время свертывания. Указанный факт можно связать с сочетанием тромбоцитопатии с аномалией свертывающих факторов, в том числе фибриногена. Указанный факт подтверждает недооценку дисфибриногенемии у данной категории пациентов, а меж тем, сама по себе ДФГ усугубляет течение тромбоцитарной дисфункции и требует к себе более пристального внимания в плане терапевтической коррекции и разработке комплекса реабилитационных мероприятий.

Среди всех обследуемых пациентов в 27,88% случаев регистрировались признаки достоверной дисфибриногенемии, причем чаще всего указанные изменения затрагивали пациентов, отягощенных течением сопряженной геморрагической гематомезенхимальной дисплазии (21,43%).

1 место среди когорты верифицированной патологии (47,12%) составили ДФГ с нарушением отщепления под действием тромбина и яда щитомордника фибринопептида А; 2 место – 34,61% - ДФГ с нарушением процессов полимеризации фибрин-мономеров в цепи фибрина; 3 место (12,5%) составили ДФГ с наличием ингибиторов полимеризации фибрин-мономеров в плазме, обнаруживаемой чаще у больных с хроническим ДВС-синдромом

Выводы:

1. Определена высокая встречаемость ДФГ, особенно при наличии ГМД (21,43%);

2. Доказана высокая информативность ядовых тестов и методов оценки скорости полимеризации МФ при диагностике ДФГ;

3. Выявленные феномены ДФГ требуют проведения курса корригирующей терапии, использование мембраностабилизаторов, модуляторов синтеза гликозаминогликанов, а также стимуляторов коллагенообразования, с целью коррекции возникающих нарушений на уровне тромбоцитарно-эндотелиального контакта и активации эндотелиального метаболизма;

4. Видится важным углубление научно-практических исследований в данной области с привлечением специалистов в области молекулярной биологии, генетики, морфологии с целью оптимизации научного поиска.