Спорт и сколиоз
Сколиоз, который относится к числу наиболее сложных проблем современной ортопедии и лечебной физической культуры, характеризуется целым комплексом типичных морфологических изменений. По литературным данным, причинами сколиоза могут быть рахит, недостаточность связочно-мышечного аппарата, нарушение функции желез внутренней секреции, дисллазия позвоночника, пороки развития спинного мозга или его заболевания, перекос таза, укорочение конечности и т. д.
Одним из этиологических факторов развития сколиоза, особенно функционального, можно считать порочную осанку. Последняя ведет к асимметричной нагрузке на позвоночник. Вследствие этого рост участков кости, где эпифизарный хрящ подвергается сильной и длительной компрессии, замедлен, тогда как в менее нагруженных отделах эпифизарного хряща, напротив, рост ускорен (закон Гютера—Фолькмана—цит. по Мовшовичу И. А., 1969).
В результате асимметричного роста кости, в частности позвонков, развивается деформация всего позвоночника. Установлено, что длительная асимметричная нагрузка на растущий позвоночник может вызвать не только функциональный, но и истинный сколиоз со структуральными изменениями позвонков (3. Ю. Ролье, 1962; Р. Д. Назарова, 1967).
Асимметричная нагрузка, которая возникает при статико-динамических нарушениях, как правило, ведет к непрогрессирующей или медленно прогрессирующей форме сколиоза (И. А. Мовшович, И. А. Риц).
Уже небольшое искривление позвоночника сразу нарушает условия динамического равновесия его, на вогнутой стороне искривления давление на ростковую зону становится большим по сравнению с выпуклой стороной. Первый «удар» при этом принимают на себя межпозвонковые диски. В дальнейшем при длительной однообразной асимметричной нагрузке и увеличении ее в межпозвонковых дисках происходит ряд структуральных изменений дегенеративного характера. Позже такие изменения наступают и в телах позвонков.
Вопрос о развитии сколиоза у спортсменов вследствие однообразной асимметричной нагрузки на позвоночник и связочно-мышечный аппарат туловища или неправильной спортивной тренировки в литературе освещен недостаточно.
Так, В. Е. Шварцман (1968) дает только общие указания на то, что среди спортсменов ДСШ в 13,4% случаев выявлен сколиоз 1—2-й степени, Однако автором не проводилось дифференцированного изучения сколиоза у спортсменов по видам спорта. Н. А. Калиниченко (1961) отмечает изменения осанки стрелков под воздействием позы спортсмена при стрельбе из пистолета. Более углубленно исследовал состояние позвоночника у занимающихся спортом И. А. Кураченков-(1958, 1959, 1961, 1963, 1964), который приводит данные о неблагоприятном влиянии? на позвоночник однотипных упражнений во время специальной тренировки.
Автор приходит к убеждению, что под влиянием правильно организованных спортивных тренировок позвоночник приобретает более совершенную морфологическую структуру, что обусловливает большую крепость и устойчивость позвоночника по отношению к нагрузке и травме. Вместе с тем данные рентгеноанатомического изучения позвоночника и клинико-рентгенологические наблюдения за спортсменами показывают, что позвоночник испытывает наименьшее сопротивление под влиянием статико-динамических факторов большой силы, особенно в период его формирования в детском и юношеском возрасте.
Проф. И. А. Кураченков наблюдал развитие сколиоза и нарушения осанки у юных боксеров, акробатов, занимающихся в паре гребцов, велосипедистов, вследствие того, что они часто находятся в вынужденном положении, сгибая позвоночник в одну и ту же сторону.
Нами обследованы представители трех различных по своей специфике видов спорта: баскетболисты (275 чел.), легкоатлеты (535 чел.) и гимнасты (209 чел.), всего 1019 спортсменов в возрасте от 9 до 26 лет, Среди них со сколиозом 1—2-й степени 40 чел. (3,9%) и с нарушением осанки во фронтальной плоскости 32 чел. (3,1 %). Наиболее резко действие однообразной асимметричной физической нагрузки на позвоночник и связочно-мышечный аппарат выражено у баскетболистов, что подтверждается нашими исследованиями: искривление позвоночника 1—2-й степени выявлено у 21 чел. (7,6%), нарушение осанки во фронтальной плоскости у 20 чел. (7,2%); у легкоатлетов соответственно — 15 (2,8%) и 8 (1,6%) чел., у гимнастов по 4 (1,9%) чел.
Известно, что сколиоз в 2—3 раза чаще встречается среди лиц женского пола. Однако при одинаковых неблагоприятных факторах это соотношение может значительно изменяться, что также подтверждается нашими наблюдениями. Из 83 баскетболистов выявлено со сколиозом 7 чел. <8,4%), из 192 баскетболисток — 14 (7,2%); из 277 легкоатлетов—5 (1,8%); из 258 легкоатлеток — 10 (3,9%); из 82 гимнастов — 1 (1,2%); из 127 гимнасток—3 (2,4%). Соотношение числа мужчин к числу женщин, имевших сколиоз, среди занимающихся баскетболом можно считать равным 1 :1 <8,4 : 7,2%), а среди занимающихся легкой атлетикой и гимнастикой 1 : 2 (соответственно 1,8:3,9; 1,2:2,4%).
Характерно, что это соотношение нарушилось при занятиях баскетболом, и искривление позвоночника у мужчин встречалось чаще, чем у женщи. Все баскетболисты, у которых был обнаружен сколиоз, начали заниматься этим видом в период интенсивного роста организма, т.е. в возрасте 10—12 лет. Интересен и тот факт, что искривление позвоночника у всех баскетболистов (21 чел.) левостороннее с локализацией первичной дуги в наиболее подвижных отделах — нижнем грудном и верхнем поясничном с начальными признаками торсии позвонков.
Это можно связать с особенностями односторонней асимметричной физической нагрузки на позвоночник во время тренировок и игр. При занятиях баскетболом спортсмену часто приходится наклонять туловище в правую сторону (все наблюдаемые нами спортсмены были правши). У спортсменов, занимающихся другими видами спорта (легкая атлетика, гимнастика), первичная дуга искривления локализовалась в других местах.
Рентгенологическое обследование, которое мы провели у 15 баскетболистов, подтвердило диагноз статико-динамического сколиоза — у больных не было обнаружено изменений диспластического характера нижних поясничных позвонков. Только у одной баскетболистки выявлено незаращение дужки пятого поясничного позвонка, что также способствует развитию сколиоза при однообразной асимметричной физической нагрузке на позвоночник. У двух спортсменов со стажем более 5 лет (занимались, несмотря на отстранение от баскетбола) на рентгенограммах имелись признаки выраженной торсии позвонков, а клинически и реберный горб.
Как выяснилось, методика тренировки юных спортсменов строилась без учета анатомо-физиологических особенностей растущего организма, т. е, проводилась ранняя специализация в баскетболе с большой однообразной асимметричной физической нагрузкой на позвоночник и связочно-мышечный аппарат, что в конечном итоге и способствовало развитию сколиоза.
Предварительное исследование не позволяет пока сделать окончательных выводов, так как мы не имели возможности обследовать всех спортсменов до начала занятий различными видами спорта. Но на основании имеющихся данных мы приходим к заключению, что факторы асимметричной нагрузки в период наиболее интенсивного роста организма могут быть причиной или условием развития неправильной осанки и даже скалиоза. Поэтому очень важно, чтобы избежать патологических изменений в позвоночнике, регулировать физическую нагрузку, принимая во внимание анатомо-физиологические особенности растущего организма.
Особенно опасно обилие однообразных физических упражнений на тренировках, связанных со сгибанием позвоночника в одну сторону. Исходя из этого считаем целесообразным рекомендовать тренерам, работающим с юными спортсменами, увеличить комплекс симметричных физических упражнений во время тренировок или проводить после тренировки комплекс упражнений корригирующего характера.