Медикаментозное лечение доброкачественной гиперплазии предстательной железы

К числу наиболее распространенных урологических заболеваний у пациентов пожилого возраста относится доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ). Около 80% мужчин старше 80 лет страдают этим заболеванием. Другая статистика свидетельствует, что из всех заболеваний, которым подвержены мужчины старше 50 лет, на долю доброкачественной гиперплазии простаты приходится 36% . Эти сведения настолько общеизвестны, что ухудшение качества мочеиспускания часто рассматривается как естественное явление.

Клинически данное заболевание проявляется различными симптомами, связанными с нарушением пассажа мочи по нижним мочевым путям. При значительно выраженной инфравезикальной обструкции, как правило, прибегают к хирургическому вмешательству. Оперативное лечение по поводу ДГПЖ показано 30% больных в возрасте от 50 до 80 лет. Однако в последние годы все большую популярность завоевывает медикаментозная терапия доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Это, с одной стороны, объясняется вполне логичным желанием врача и пациента по возможности избежать операции, с другой — развитием представлений о патогенезе расстройств мочеиспускания при доброкачественной гиперплазии предстательной железы.

До недавнего времени патогенез расстройств мочеиспускания при доброкачественной гиперплазии предстательной железы рассматривали с позиции классических представлений о механической инфравезикальной обструкции и развитии вторичных структурно-функциональных изменений детрузора (компенсация, декомпенсация). За последние два десятилетия получены принципиально новые данные о природе повышенного внутриуретрального сопротивления. Его перестали отождествлять исключительно с механическим сдавлением шейки мочевого пузыря и задней уретры. Обнаружен динамический компонент обструкции, который состоит в повышении тонуса указанных анатомических структур за счет активности a-адренорецепторов. Появились также иные трактовки происхождения ирритативных симптомов. Их считают проявлением первичного нестабильного мочевого пузыря и не связывают напрямую с обструкцией.

Результаты нашей работы свидетельствуют, что при ДГПЖ клиническая симптоматика развивается вследствие недостаточности энергетического метаболизма и гипоксии детрузора в условиях повышенного уретрального сопротивления. Об этом свидетельствуют:

        уменьшение артерио-венозной разности парциального напряжения кислорода и метаболический ацидоз;
        снижение активности ферментов в ткани детрузора, участвующих в ключевых реакциях аэробного окисления;
        повышение активности гликолитических ферментов и ферментов пентозофосфатного шунта, свидетельствующих о преобладании в детрузоре гликолиза;
        ферментативная недостаточность, в том числе энергетического метаболизма, обусловленная как минимум гиповитаминозом В6;
        достоверная положительная динамика основных функций мочевого пузыря под влиянием гипербарической оксигенации.

Причины нарушений энергетического метаболизма и функций детрузора крайне многообразны. В частности, к таким нарушениям могут привести повышение активности симпатической нервной системы, расстройства органного кровообращения, авитаминоз (группа В), хронические заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, влияние приема ряда фармакологических препаратов, угнетающих дыхательную цепь, и, естественно, обструктивные нарушения уродинамики и т. д. Весьма важно, что нарушения гипоксического характера в гладкомышечной ткани могут иметь и первичный митохондриальный генез (первичные нарушения энергетического метаболизма детрузора.

Необходимо отметить, что у больных ДГПЖ в нижнем отделе мочевого тракта протекают два параллельных процесса — формирование уретральной обструкции и нарушение энергетического метаболизма детрузора (митохондриальная недостаточность).

Подобное представление патогенеза расстройств мочеиспускания открывает широкие возможности для фармакотерапии. Сокращения и расслабления детрузора можно достичь с помощью средств метаболической терапии, прямого улучшения снабжения детрузора кислородом и т. д. Наиболее значимые расстройства основных функций мочевого пузыря все же опосредованы расстройствами кровообращения. И если процесс обратим, то до или после хирургического вмешательства можно существенно влиять на функциональное состояние мочевого пузыря с помощью вазоактивных препаратов, к которым в первую очередь относятся a1-адреноблокаторы.

При определении критериев отбора пациентов для медикаментозной терапии ДГПЖ мы воспользовались рекомендациями IV Международного консультативного комитета по ДГПЖ.

Основу настоящего исследования составили собственные клинические наблюдения за 1724 пациентами (средний возраст 61,4 года), страдающими ДГПЖ и получавшими различные варианты медикаментозного лечения. Нами применялись препараты всех групп, использующихся в настоящее время для лечения ДГПЖ: a-адреноблокаторы, блокаторы 5-a-редуктазы, препараты растительного происхождения и их комбинации. Схемы проведенного лечения и характеристика групп пациентов приведены в табл. 1.

Из наиболее многочисленной и популярной сегодня группы препаратов для медикаментозного лечения ДГПЖ — селективных a-адреноблокаторов мы использовали альфузозин, теразозин, доксазозин и тамсулозин. Общее число пациентов, получавших a-адреноблокаторы, составило 1408. Финастерид был взят нами как классический представитель блокаторов 5-a-редуктазы. Из препаратов растительного происхождения мы использовали пермиксон и таденан.

Улучшение качества мочеиспускания отметили в среднем 86,74% пациентов. Суммарный балл I-PSS сократился на 38,68% к окончанию первого года лечения и на 43,4% к окончанию курса терапии. Балл QOL уменьшился на 29,04% и 35,58% соответственно. Максимальная скорость потока мочи увеличилась на 45,25% к окончанию первого года лечения и стабилизировалась на достигнутом уровне. Количество остаточной мочи сократилось в среднем на 57,6%. Процент пациентов, по тем или иным причинам выбывших из исследования, был тождествен во всех группах и равнялся 14,38%.

Особо следует остановиться на препарате тамсулозин (омник, Yamanouchi) — пока единственном простатселективном a1А-адреноблокаторе на отечественном рынке. Этот препарат обладает рядом свойств, которые позволяют его использовать в различных функциональных тестах. Прежде всего это возможность назначения единой терапевтической дозы (один раз в сутки по 0,4 мг). А отсутствие выраженного влияния на артериальное давление и сердечную деятельность избавляет от необходимости титрования дозы. Мы согласны с рядом авторов, которые считают возможным применение коротких курсов терапии тамсулозином в качестве прогностических тестов эффективности лечения a1-адреноблокаторами, что может иметь решающее значение при выборе того или иного метода медикаментозного лечения ДГПЖ.

Части больных (группа А5) проведена проверка возможности разрешения острой задержки мочеиспускания (ОЗМ) приемом альфузозина по 5 мг два раза в сутки. Эта терапия проводилась пациентам с впервые возникшей ОЗМ и отсутствием симптомов нарушения мочеиспускания в анамнезе. Положительный эффект был достигнут у 8 из 14 пациентов (57,1%), которым параллельно приему альфузозина производилось кратковременное (трое суток) дренирование мочевого пузыря катетером. Единовременный прием суточной дозы альфузозина (10 мг) способствовал восстановлению самостоятельного мочеиспускания лишь у одного из четырех пациентов, которым проводилась подобная терапия. Вероятно, это объясняется гипотонией детрузора, усугубляющейся в ситуации длительного перерастяжения мочевого пузыря на фоне задержки мочеиспускания.

Для изучения эффективности и безопасности комбинированной медикаментозной терапии ДГПЖ препаратами разных групп, а также для уточнения целесообразности проведения терапии нами были созданы три группы.

В первой группе (К1) пациенты получали проскар по 5 мг/сут. параллельно с приемом теразозина по 5-10 мг/сут. Обращало на себя внимание значительное повышение показателей максимальной скорости потока мочи (+40%), характерное для группы монотерапии a-адреноблокаторами, и постепенное, на протяжении курса лечения, снижение объема предстательной железы (-20,4%), характерное для группы монотерапии финастеридом. Очевидно, что положительные изменения показателей мочеиспускания в этой группе являются следствием воздействия обоих препаратов. Тем не менее процент выбывших пациентов в этой группе был крайне высоким — 32,3%. Основной причиной прекращения комбинированной терапии ДГПЖ пациенты называли неприемлемо высокую стоимость лечения.

Во второй группе (К2) мы произвели попытку снизить стоимость лечения. Первый год терапия проводилась по той же схеме, что и в группе К1. У 10 пациентов (83,3%), у которых была отмечена значительная регрессия обструктивной симптоматики (повышение Qmax более чем на 25%), после года комбинированной терапии мы отменили теразозин и продолжили монотерапию финастеридом. При сравнении эффективности терапии в первой и второй группах обращает на себя внимание тождественность результатов в течение первого года лечения. В последующие два года объем остаточной мочи и максимальная скорость потока мочи претерпевают более заметные положительные изменения в группе К1, чем в группе К2 (-36,8% против -24,7% и +40% против +27,3% соответственно). В целом, оценивая результаты лечения пациентов в группе К2, можно отметить явно выраженные положительные изменения качества мочеиспускания при более низкой стоимости лечения по сравнению с группой К1.

В третьей группе комбинированной терапии (К3) лечение проводилось финастеридом по 5 мг/сут. в сочетании с пермиксоном по 160 мг два раза в сутки. Через два года после начала лечения 50% пациентов покинули группу, приводя причиной отказа от дальнейшей терапии высокую стоимость лечения при отсутствии быстрого улучшения качества мочеиспускания. При сравнении полученных данных с результатами в других группах очевидно, что эффективность лечения в третьей существенно ниже.

Таким образом, эффективность медикаментозной терапии больных ДГПЖ при соблюдении показаний и противопоказаний к ее назначению, правильном выборе препарата и схемы его назначения высока и достигает в среднем 80,2%. При этом эффективность монотерапии a-адреноблокаторами составляет 86,7%, блокаторами 5a-редуктазы — 69,4%, препаратами растительного происхождения — 69,3% и при комбинированной терапии — 95,45%. Комбинированная медикаментозная терапия a-адреноблокаторами в сочетании с блокаторами 5a-редуктазы эффективнее монотерапии этими препаратами. С целью снижения стоимости лечения возможен переход на монотерапию блокаторами 5a-редуктазы после достижения выраженного регресса обструктивной симптоматики. Медикаментозная терапия a-адреноблокаторами является эффективным способом консервативного лечения острой задержки мочеиспускания. Терапия должна проводиться на фоне кратковременного (трое суток) дренирования мочевого пузыря уретральным катетером.
 

Таблица 1. Характеристика групп пациентов в зависимости от получаемого препарата и схемы лечения

Группа Кол-во пациентов Средний возраст (г.) Краткая характеристика группы
А1 100 66,4±1,35 Принимали альфузозин по 5 мг дважды в сутки 3 года
А2 940 70,0±7,9 Оценка безопасности приема альфузозина по 5 мг дважды в сутки на основании трехмесячного опыта применения
А3 16 65,8±5,37 Принимали альфузозин по 5 мг дважды в сутки 1 год и далее короткими курсами при ухудшении качества моче испускания
А4 24 64,3±4,09 Принимали альфузозин по 5 мг дважды в сутки 1 год и далее поддерживающими курсами «месяц через два»
А5 14 66,7±7,41 Разрешение ОЗМ приемом альфузозина
А6 18 64,2±4,66 Принимали альфузозин по 5 мг дважды в сутки 1 год при изначальном количестве остаточной мочи от 200 до 500 мл
Т1 154 62,1±0,99 Принимали теразозин в дозе 5-10 мг в сутки на протяжении 3 лет
Т2 12 63,8±7,7 Принимали теразозин в дозе 10 мг однократно в раннем послеоперационном периоде после ТУР в течение 6 мес.
Т3 17 64,2±5,92 Принимали теразозин в дозе 10 мг один раз в день в позднем послеоперационном периоде после ТУР в течение 6 мес.
Д1 78 63,7±1,89 Принимали доксазозин в дозе 2-4 мг один раз в сутки в течение 3 лет
Та 35 65,7±3,38 Принимали тамсулозин в дозе 0,4 мг один раз в сутки в течение 2 лет
Ф1 93 64,3±1,54 Принимали финастерид по 5 мг один раз в сутки на протяжении 3 лет
Ф2 40 68,4±2,6 Принимали финастерид по 5 мг один раз в сутки 18 месяцев и далее по 5 мг через день
П1 72 66,8±1,65 Принимали пермиксон 160 мг два раза в сутки на протяжении 3 лет
Тад.1 24 67,3±4,23 Принимали таденан по 50 мг два раза в сутки на протяжении 3 лет
К1 65 69,4±1,86 Комбинированная терапия ДГПЖ финастеридом по 5 мг/сут. в сочетании с теразозином по 5-10 мг/сут. в течение 3 лет
К2 12 63,9±8,0 Комбинированная терапия ДГПЖ финастеридом по 5 мг/сут.в сочетании с теразозином по 5-10 мг/сут. в течение первого года и далее 2 года монотерапия финастеридом
К3 10 66,5±8,42 Комбинированная терапия ДГПЖ финастеридом по 5 мг/сут. в сочетании с пермиксоном по 160 мг 2 раза в сутки в течение 2 лет

 

Некоторые причины гипоксии и метаболических нарушений детрузора

        Обструктивные нарушения уродинамики
        Повышение активности симпатической нервной системы
        Расстройства органов кровообращения
        Авитаминоз (особенно группы В)
        Хронические заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы
        Прием лекарств, угнетающих дыхательную цепь

Обратите внимание!

        К числу наиболее распространенных урологических заболеваний у пациентов пожилого возраста относится ДГПЖ
        Обструкция уретры при ДГПЖ не только механическая, но и функциональная, связанная с повышением активности a-адренорецепторов
        Наиболее популярная группа препаратов для лечения ДГПЖ — селективные a-адренорецепторы

Медикаментозная терапия при ДГПЖ

Показания

        Балл I-PSS больше 8 и меньше 19
        QOL не менее 3 баллов
        Максимальная скорость потока мочи не более 15 и не менее 5 мл/сек
        Объем мочеиспускания не менее 100 мл
        Объем остаточной мочи не более 150 мл
        Наличие противопоказаний к оперативному лечению
        Социальные причины

Противопоказания

        Подозрение на рак простаты
        Воспалительные заболевания нижних мочевых путей в стадии обострения
        Нейрогенные нарушения мочеиспускания
        Операции на органах малого таза в анамнезе
        Камни мочевого пузыря
        Форма роста ДГПЖ, именуемая «средняя доля»
        Персистирующая макрогематурия
        Почечная и печеночная недостаточность
        Индивидуальная непереносимость препаратов