Введение в информационную биологию

Информационная биология - наука о информационных живых существах.

Информация – неразрывная цепь событий, происходящих с чем-либо, цепь, простирающаяся из прошлого в будущее через настоящее. Информация это не буква на бумаге, не произнесенное слово, это событие, имеющее причину и следствие. Можно представить информацию как способ организации вещества, однако такое ее понимание без двунаправленного вектора времени упрощенно, менее полно и приемлемо только как подготовительное очередное понятие (разъяснения см. ниже в пункте «Методы информационной биологии»).

Информацию лучше представить как дневник, летопись, если это касается прошлого, логическое предопределение – если касается будущего, и то – что есть, как грань между ними. То, что мы называем информацией объемно, многомерно. Обозримая событийность дает ощущение движения, жизни.

Информационное живое существо («живое») – осознаваемый нашим сознанием узел из взаимоинициируемых событий. Как уже говорилось раньше, в статье «Вирусы ноосферы», фундаментальным свойством живого является умение управлять процессами материального, энергетического и информационного обмена с окружающей средой. Все остальное (в том числе собственное воспроизведение) факультативно, необязательно.

Материя дискретна, поскольку она вещественна и неделима, поскольку информационна. Насколько вещество одиноко, настолько информация - сама Любовь. Конечно же, если мы узел не осознаем, то это не значит, что он не существует. Но его размеры и участники, т.е. вещественная сторона, всегда субъективна и зависит от наших органов чувств, приборов, нашего опыта, знаний, предпочтений и проч.

Необходимость вычленения части, от в принципе неделимого, – орудие, способ существования человеческого сознания. Только разделяя мы можем властвовать.

Жизнь – узел взаимоинициируемых событий. Простой пример – автоволновой процесс горения: Представим фитиль, свернутый в замкнутый круг, плавающий в топливе. Топливо может гореть только на фитиле. Пористость фитиля не очень хорошая и если поджечь сразу всю поверхность фитиля, то на его поверхности топливо выгорит быстрее, чем успеет поступить снизу и пламя погаснет.

Но если поджечь фитиль в одном месте и так, чтобы пламя пошло только в одну сторону, то когда пламя подойдет к точке поджигания, то там его будет ожидать пропитанный топливом фитиль. Таким образом, пламя будет ходить по кругу. Живую клетку, самого человека можно рассматривать как гигантскую автоволну.

Причем, требующую подпитки событиями извне и генерирующую их вовне. Живое – клубок, узел взаимоподдерживающихся событий. Такое понимание срывает налет исключительности с того, что мы называем живым. В планируемой к публикации статье «Автоволна терроризма» будет показан социальный вирус идеи терроризма, с позиции информационной биологии.

Начало и конец события. Это субъективные понятия. Не может закончиться то, что не имело начала. Однако, наше сознание, в силу своей природы, устанавливает качественные рамки: мы считаем началом тот момент, когда наблюдаем качественный скачок. То же и для конца события. На самом деле любое событие есть и может быть только следствием событий-причин его появления и причиной последующих событий.

Появление живого. Живое – автоволна, в основе появления которой лежит безусловный закон: всякое событие есть предпосылка для антисобытия. Простые примеры: зарабатывая деньги мы создаем предпосылку для их утраты, рождаясь мы утверждаем смерть. Для нашего сознания событие и антисобытие могут отстоять далеко во времени и пространстве, но они всегда есть.

Но пойдем дальше по цепи: событие – антисобытие – событие. Это последнее событие по форме (но не по содержанию) может отличаться от события - предшественника антисобытия. Указанная здесь триада «событие – антисобытие – событие» не наше открытие, оно было подмечено людьми с древнейших времен и нашло свое поэтическое воплощение в мифе о Фениксе, возрождающемся из своего пепла.

Таким образом, в самой природе причинно-следственной событийности заложен механизм автоволны, то есть жизни. Но мы привыкли считать живым лишь то, что локализовано во времени, пространстве, движется, состоит в значительной степени из белка и воспроизводит себя.

События составляют бессчетно вложенный мир, в котором субъективно можно вычленить структуры, иерархию. Но любой уровень подчинен Феникс-закону. Поэтому все умрет. И все возродится. Пусть в другом месте, не скоро и в другом виде.

Объекты исследования. Объектом исследования может быть все, потому что все – живое. Как частный случай может изучаться информационный (событийный) план вирусов, клеток, органов, макроорганизмов, социума, ноосферы и т.д., а также элементов так называемой «неживой природы».

Методы информационной биологии. Наблюдение, анализ, логика и любые другие известные методы. Кроме того, методы основанные на синтезе, объемном, вневременном видении, объединенные под маловразумительным словом «интуиция».

Работая с частным, субъективным, конечным нам все время придется держать в уме относительность, ограниченную правду локальных выводов. Мужество бытия состоит в осознании относительности своей правоты.

Само изучение информационной биологии вероятно потребует поэтапного подхода, когда на каждом новом этапе «истины» предыдущего этапа показываются с новой точки зрения, и их соединяет только эфемерная связка-цель. Обучение информационной биологии предполагается нестандартным путем - ученику дается не окончательное понятие (которое в принципе не переложимо на язык), а ряд «полуистин», каждая из которых истинна отчасти и все они служат элементами для «сборки», синтеза понятия в сознании (скорее подсознании) ученика.

Принцип этого метода не нов – библейские притчи тому пример – и основан на том факте, что человек может осознавать не только одномерные понятия, но и синтез из двух или более таких понятий. В том числе сочетание взаимно противоречивых понятий – тезы и антитезы. Захват-осознание такого синтетического понятия может потребовать использование притч, метафор.
Раскрытие этой методики требует отдельной статьи. Обучение «истинам», будет сопровождаться обучению смотреть на них с разных точек зрения. Реализация такого подхода планируется нами к описанию в последующей статье «Объемное знание». Для кого обучение новому закончилось на студенческой скамье, такой метод может оказаться неприемлемым.

И все же, информационная биология наука, а не вера, поэтому для всякого утверждения в ней, нужны будут вещественные доказательства, а не только осознание своей правоты. Инструменты. Событие неразделимо со своей вещественной стороной, а потому любой инструмент пригоден для изучения событий.

Цели. В локальном, «подготовительном плане», цели подобны целям обычной биологии. В глобальном плане информационная биология служит эволюции человека. В том числе в области сознания. Другие науки также служат этому (чему мало уделяется внимания, и о чем многие просто не догадываются). Но роль информационной биологии в этом может быть более значительной, в связи с объектами, которыми она оперирует (информационная сторона объектов). Предпочтительно рассматривать информационную биологию, прежде всего как инструмент, направленный не вовне, а внутрь человека, способствующий формированию новой расы – «человека сознающего».

Практическое применение. Как только мы перейдем от понятия «окружность», то есть от общего понятия, к понятию «колесо», то есть к частному, тогда и обрисуются возможности практического использования выкладок информационной биологии. Это нужно понимать так, что синтез должен чередоваться с расщеплением, овеществлением абстрактных постулатов. При этом не нужно бояться неизбежной потери части абстрактной истины для рождения вещественной правды; и не нужно забывать и об относительности своей правоты.

Как и в любой частной науке в частной информационной биологии будут иметь место относительность, спорность, преходящий характер всех открытий, которые, впрочем, не помешают значительно изменить, обогатить жизнь людей.

Заключение

Ничуть не умаляя вещественной составляющей живых объектов, выставляя на передний план информационную составляющую, мы только отдаем ей должное. В желании «посмотреть на вещи с другой стороны» полагаем, что пришло время сделать это с позиции новой науки – науки о информационных живых существах – Инфомационная биология.