Терапевтическое клонирование
Берлин, 25 сентября 2002 г. Каждый знает об овечке Долли, некоторые - о Полли, а кое-кто также слышал и о том, что до Долли уже уже были (существовали) клонированы (клоны) овцы Морган и Меган. И уж никак не меньшую известность снискал "отец-создатель" этих клонированных животных профессор Ян Вилмут. Сам же ученый поставил перед собой уже новую цель: использовать свое ноу-хау для развития терапевтического клонирования.
Исследовательский Фонд Эрнста Шеринга высоко оценил новаторские достижения профессора Яна Вилмута и присудил ему премию Эрнста Шеринга за 2002 год. Эта премия, размер которой составляет 50 тысяч евро, является наиболее крупной из всех премий Германии, присуждаемых за научно-исследовательские достижения. Торжественное вручение состоится 25 сентября 2002 г. в Драматическом театре (Schauspielhaus) Берлина.
В 1997 году в научном журнале "Nature" профессор Вилмут сообщил об успешном репродуктивном клонировании (организмов) млекопитающих. В результате овечка Долли сразу стала звездой. Мир узнал о первом жизнеспособном млекопитающем, генетический материал (код) которого происходит из полностью дифференцированной клетки, взятой из тканей вымени взрослой овцы породы Finn Dorset.
Занимаясь проблемами клонирования овцы, Вилмут с самого начала решительно выступал против клонирования человека. Он отвергал это и с этической точки зрения, и по причине проблем при техническом освоении данного метода. При этом в последствии Вилмут заинтересовался проблемой терапевтического клонирования, позволяющей производить зародышевые стволовые клетки человека: первоначально - для фундаментальных исследований, а позже - для терапевтических целей.
Особое преимущество для исследований профессора Вилмута и его сотрудников из Рослинского Института (вблизи г. Эдинбурга, Шотландия) состоит в том, что британское законодательство с 2001 года допускает (при проведении строгого этического контроля терапевтическое) человеческое клонирование (человеческого эмбриона) для получения стволовых клеток при соблюдении строгих этических норм. .
Целью исследователя является выращивание новых тканей на основе стволовых клеток. Например, интактные нервные клетки для страдающих болезнью Паркинсона, новые островковые клетки для страдающих диабетом по типау I, а, может быть, и для восстановления больного сердца – возможности обширны. Однако реализация этого проекта будет нелегка и не стоит рассчитывать на быстрые результаты. Пока ведутся фундаментальные исследования, но уже достигнуты первые конкретные успехи в исследовании с грызунами.
Преимущества терапевтического клонирования
Существуют следующие возможности для получения стволовых клеток:
наряду с костным мозгом исследователи все чаще обнаруживают в органах и тканях человека и так называемые взрослые стволовые клетки. Преимущество состоит в том, что донором клеток является сам пациент и, таким образом, созданные на основе этих клеток новые органы иммунологически совместимы и последующее их отторжение иммунной системой маловероятно (невозможно). Недостаток же заключается в том, что потенциал этих стволовых клеток пока не достаточно точно изучен. Кроме того, сложен процесс выделения (дифференциации) и размножения этих клеток.
Другим источником могут служить бластоцисты – оплодотворенные яйцеклетки на очень ранней стадии процесса деления. Из них можно выделить так называемые зародышевые стволовые клетки, которые по имеющимся сегодня данным являются более универсальными, нежели взрослые стволовые клетки.
Их можно получить из (Исходным пунктом) (могут служить либо (избыточные) (ранние) находящихся на ранней стадии развития эмбрионовы, (возникшие) образованных при оплодотворении iIn-vitro, либо путем или терапевтическогое клонированияе. Однако при использовании метода искусственного оплодотворения возникает опасность, что иммунная система реципиента может не "принять" полученные из этих тканей стволовые клетки, (как чужеродные), и возникнет их последующее отторжение как чужеродной ткани.
Иначе обстоит дело при втором варианте - терапевтическом клонировании. Здесь ядро дифференцированной клетки самого пациента помещается в яйцеклетку, из которой предварительно было удалено ее ядро. Из эмбриональных стволовых клеток выращенной на этой основе бластоцисты впоследствии реконструируются ткани для пациента. Так как донор и реципиент - идентичны (это один и тот же человек), то иммунных проблем не возникает.
То, что просто на словах, сложно на практике. Существует целый ряд открытых вопросов, над решением которых упорно работает Ян Вилмут и его отдел „Gene Expression and Development“ ("Экспрессия генов и развитие"). Пока ученые располагают только предварительными данными о том, какие факторы управляют перепрограммированием ядра клетки. А понять это очень важно, так как ядро полностью дифференцированной и, таким образом, специализированной клетки использует только часть всех имеющихся генов. Иногда пересадка ядра вообще не приводит к делению клетки. Очевидно, что белки в цитоплазме яйцеклетки играют решающую роль.
Ян Вилмут и его сотрудники надеются лучше понять основные принципы перепрограммирования при помощи экспериментов по клонированию мышей, потому что „их более быстрое по сравнению с овцами или рогатым скотом развитие позволяет значительно быстреео получать ответы на основополагающие вопросы“, - заявил Вилмут. При этом его сотрудники работают с ядрами различных донорских клеток.
После пересадки ядра в яйцеклетку с предварительно удаленным собственным ядром исследуется влияние чужеродного для яйцеклетки ядра на дальнейшее развитие яйцеклетки и проводится сравнение этих данных с результатами развития "нормальной" яйцеклетки. При этом особое внимание уделяется белкаму хромосом, например, для того, чтобы исследовать влияние гистонов и их модификаций, которые возникают, как только запускается хранящаяся сохраненная в ДНК программа развития.
Паралелльно в Рослинском Институте ведется подготовка к производству зародышевых стволовых клеток человека. Ученые передали свою методику получения клеток ( концепцию проведения исследований) в государственные контролирующие органы и ожидают их одобрения. Наряду с возможностью воспроизводить для организма "запчасти" Ян Вилмут полагает, что эмбриональные стволовые клетки, полученные (из) с использованием ДНК пациента, имеют более обширный потенциал.
„Существует идея о проведении индивидуального теста для выяснения эффективности (действенности) различных лекарственных средств. На основании исследования стволовых клеток от различных доноров мы по всей вероятности сможем изучить различные метаболические процессы активных веществ и, таким образом, предсказать эффективность препарата еще до его применения“.
Решительное "Нет" копированию человека
Как только овечка Долли стала извествна миру, стали возникать фантазии о клонировании человека. То здесь, то там Яна Вилмута стали сравнивать с Франкештейном, который не смог удержать под контролем свое "создание". Вилмут же с самого начала твердо заявлял о своем неприятии возможности воспроизведения человека.
И не только потому, что не видит в этом смысла… Основная причина на его взгляд заключается в очень высокой степени риска. Овечка Долли "получилась" у ученых только с 277 попытки. Но даже в случае овладения методом производства здоровых клонов ученый-эмбриолог выступает против клонирования человека. „Взять хотя бы чисто психологическую проблему человека, обнаружевшего, что он является точной копией другого человека“.
А если кто-то однажды все же сделает это? Почувствует ли Ян Вилмут, заложивший основы клонирования, свою вину? „Нет и еще раз нет“, - решительно заявляет ученый и, ссылаясь на значительное число жертв дорожно-транспортных происшествий, говорит: „Нельзя же в этом обвинить Готлиба Даймлера на основании того, что он был пионером автомобилестроения?“
Премия Исследовательского Фонда Эрнста Шеринга присуждается ежегодно уже в течение последних одиннадцати лет. Ею награждаются всемирно известные ученые за выдающиеся фундаментальные исследования в естествознании, прежде всего, в биологии, химии или медицине. Исследовательский Фонд Эрнста Шеринга был основан в 1991 году для содействия фундаментальным изысканиям в области естественных наук и медицины.
Лауреатами премии с 1992 года были следующие выдающиеся ученые: Петер Х. Зеебург (Peter H. Seeburg), Кристианее Нюсслейн-Фольхард (Christiane Nüsslein-Volhard), Берт Фогельштейн (Bert Vogelstein), Ясутоми Нишизука (Yasutomi Nishizuka), Джуда Фолкмен, Йохан Мулцер (Johann Mulzer), Ильме Шлихтинг (Ilme Schlichting), Майкл Дж. Берридж (Michael J. Berridge), Такао Шимизу (Takao Shimizu) и Кириакос К. Николау (Kyriacos C. Nicolaou).
Некоторые содержащиеся в этом пресс-релизе высказывания, в которых не приводятся документально доказанные финансовые результаты или исторические факты, носят предварительный характер. Особенно это касается прогноза будущих событий, тенденций, планов и целей.
Такие высказывания нельзя рассматривать, как абсолютно гарантированные, так как они могут подвергаться естественным известным и неизвестным рискам, не поддаются измерению и на них могут воздействовать прочие факторы, вследствие которых действительные результаты, планы и цели Schering могут в значительной степени отличаться от высказанных или подразумеваемых прогнозов. Schering не берет на себя обязательства публично актуализировать или пересматривать данные высказывания в свете новой информации, будущих событий или по другим причинам.