Физическое воспитание детей
Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие.
Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.
Для решения этих задач в детских яслях необходимо создать благоприятные гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми, организовать правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание детей на свежем воздухе, проводить закаливающие мероприятия.
Особенно важное значение имеет развитие движений. С этой целью проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и др. Следует заботиться также о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию.
Следует постоянно заботиться о правильной осанке детей. Нужно помнить, что залогом правильной осанки является хорошее общее физическое развитие ребенка. Воспитание осанки необходимо осуществлять во всей учебно-воспитательной работе детских яслей, а не только на занятиях по физической культуре. Правильная осанка — признак хорошего здоровья.
Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физической культуры. Занятия обязательны для всех здоровых детей. Они проводятся круглый год с детьми до года индивидуально с каждым ребенком, с детьми второго и третьего года жизни по подгруппам (от 1 года до 1 года 6 месяцев по 6—8 человек, с детьми до 2-х лет по 8—10 человек, с детьми третьего года жизни по 10—14 человек).
Программой предусмотрено постепенное усвоение детьми конкретных двигательных умений, навыков и знаний. В программе каждой возрастной группы излагается преимущественно новый учебный материал; усвоенные физические упражнения и игры систематически повторяются и закрепляются.
В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.
На первом полугодии жизни из специфических средств физического воспитания применяется преимущественно массаж, рефлекторные упражнения, элементы активных и пассивных упражнений. С возрастом постепенно включаются активные физические упражнения и к концу первого года жизни массаж полностью заменяется физическими упражнениями.
Массаж, физические упражнения и закаливание доставляют детям большое удовольствие, улучшают работу всех органов и систем, обеспечивают более пропорциональное развитие детского организма и выработку правильной осанки, способствуют выработке неспецифического иммунитета, а также повышению сопротивляемости и адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды.
Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп.
Условно физкультурное занятие можно разделить на три части (вводно-подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.
1. Вводно-подготовителыная часть физкультурного занятия имеет следующие задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, а также функциональна я, подготовка опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно-подготовительная часть занимает до 20 процентов времени от общей продолжительности занятия.
Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для детей более старшего возраста — ходьба и различные ее виды, построение, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп. Последние выполняются в следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей.
Упражнения должны выполняться в форме простых игр. Физическая нагрузка увеличивается постепенно.
II. Основная часть. Главной задачей этой части физкультурного занятия является развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а также воспитание физических качеств.
Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей более старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках.
В этой части занятия для детей первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей более старшего возраста — упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру.
В основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и др.
III. Заключительная часть физкультурного занятия проводится с целью приведения организма в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение ребенка. Продолжительность ее составляет около 10 процентов времени, отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается. Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для более старших — спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др.
Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в то же время продолжителыность каждой части, содержание ее изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.
Физическое воспитание детей первого года жизни
Вся жизнь ребенка раннего возраста должна быть пронизана элементами физическое культуры, среди которых наибольшее значение имеют массаж, физические упражнения и закаливание. Они должны проводиться как в условиях коллективного воспитания так и в семье.
Массаж является одним из доступных средств физического воспитания детей первого года жизни. Из приемов массажа наиболее щадящим является поглаживание. Это ведущий прием, который снимает повышенный мышечный тонус и вызывает расслабление мышц, им начинают и заканчивают массирование каждой части тела ребенка. При поглаживании ладонь массажиста скользит по коже ребенка плавно с различной силой давления по ходу крово и лимфотока. Применять его можно с 3-4 недельного возраста. После каждого приема массажа (растирания, разминания, поколачивания) обязательно проводится поглаживание.
Растирание — следующий прием, действующий на более глубоко лежащие ткани, вызывает повышение тонуса мышц. Кожа с подлежащими тканями растирается в различных направлениях преимущественно концами пальцев. Назначается этот прием, когда у ребенка проходит повышенный тонус мышц — сгибателей (для рук к 3-м месяцам, для ног к 4 месяцам).
Разминание поверхностное и глубокое оказывает более сильное влияние на мышцы и назначается к 4-5 месяцам жизни. При этом мышечные пучки разминаются между пальцами, но с большим, чем при растирании давлением.
Поколачивание назначается для мышц спины, ягодиц, бедер детям с хорошо выраженной жировой прослойкой. Поколачивание в детской практике выполняется тыльной поверхностью пальцев или концами пальцев — короткими, ритмичными ударами. Назначается к 5 месяцам.
Движения, являясь основной функцией организма, оказывают благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы детей раннего возраста.
Массаж и гимнастику детям до 1 года следует проводить ежедневно от 5 до 15 минут в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не ниже 20-22°, летом при открытых окнах. Лучше всего делать массаж на пеленальном столике, меняя для каждого ребенка пеленку. Руки массажиста должны быть теплыми, чисто вымытыми и вытертыми насухо. Тальк и вазелин в практике массажа применять нельзя.
После массажа и гимнастики маленьких детей надо тепло одеть и дать им спокойно отдохнуть 20—30 минут.
Надо помнить, что проводить массаж и гимнастику сразу, после еды не рекомендуется, занятия начинают через 40—50 минут.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1. Массаж рук: большой палец левой руки сестра вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами. Свободной рукой делается охватывающее поглаживание руки от кисти к плечу, пропуская локтевой сустав. С 3-4 месяцев можно применять легкое растирание и разминание.
2. Массаж груди. Поглаживание начинается с надплечий и грудины и идет по ходу межреберных промежутков к подмышечной области, минуя соски.
Упитанным детям и угрожаемым по пневмонии надо проводить вибрационный массаж грудной клетки. При этом охватить грудную клетку ребенка так, чтобы большие пальцы легли спереди под сосками, не надавливая на грудь, а остальные пальцы — сзади, а ладони плотно прилегли к груди. Затем производить быстрые, ритмичные движения вдоль туловища. Этот прием рефлекторно вызывает более углубленный вдох.
3. Массаж живота. Легкое поглаживание живота проводится по ходу толстого кишечника, начиная, от правой подвздошной области к левой, по ходу часовой стрелки. Поглаживание — растирание прямых мышц живота делается также по часовой стрелке, т. е. ладонной поверхностью правой кисти поглаживают левую половину живота сверху вниз и одновременно тыльной стороной левой кисти правую половину живота снизу вверх от лобка к реберной дуге.
Для массирования (поглаживание — растирание) внутренних косых мышц живота ладони подкладываются под поясницу, скольжение кистей идет до соединения их ладонями над пупком. Массирование наружных косых мышц живота начинается с боков грудной клетки. Скольжение кистей идет сверху вниз и сзади по направлению к пупку до соединения их ладонями. Массаж заканчивают легким поглаживанием толстого кишечника по часовой стрелке.
4. Массаж ног. Левую ножку ребенка сестра вкладывает в свою левую ладонь, а правой рукой производит охватывающее поглаживание задней и боковой поверхности ножки от стопы к паху, минуя подколенную область и не затрагивая область половых органов. В возрасте после 3 месяцев включают растирание и разминание. Растирание проводят кончиками пальцев по наружной поверхности голени и бедра. Кольцевидное разминание выполняется большим и указательным пальцами обеих рук.
Плотно охватывается голень ребенка и делаются встречные движения ребром ладони. А мышцы бедра разминаются только с наружной и задней поверхности одной рукой. Внутреннюю поверхность бедра массировать не рекомендуется. Упитанным детям можно проводить разминание «лыжный шаг». При этом проводится скользящее движение большим пальцем по внутренней и наружной поверхности голени до коленного сустава, а потом — по наружной поверхности бедра.
5. Массаж стоп. Вначале производят поглаживание тыла стопы большими пальцами кистей. Для поглаживания подошвы ногу ребенка нужно взять за голень, 4 пальца другой кисти положить на тыл стопы, а большим пальцем проводить поглаживание и спиралевидное растирание подошвы. В комплекс массажа стоп включаются рефлекторные упражнения на сгибание и разгибание стопы. Для этого концом указательного пальца нажимают у основания большого пальца, при этом происходит сгибание стопы. Для разгибания пальцев стопы этим же пальцем, надавливая, проводят по наружному краю стопы от пальцев к пятке. После 3 месяцев включаются похлопывания тыльной стороной полусогнутых пальцев.
6. Массаж спины. При массаже спины ребенка переворачивают на живот. До 3 месяцев проводится легкое поглаживание мышц спины. При этом кисти ладонной поверхностью плавно скользят от шеи до крестца, а потом обратно тыльной стороной кисти от крестца до шеи. С 3-4-месячного возраста можно применять растирание, разминание, позже — легкое поколачивание. Растирание проводится спиралеобразными движениями концами пальцев.
Длинные мышцы спины и межреберные мышцы разминаются волнообраэно (волнообразные разминания). При этом 4 пальца одной руки делают встречные движения к большому пальцу другой руки на расстоянии 1-2 см друг от друга вдоль длинных мышц спины. Разминание межреберных мышц проводится волнообразно но ходу межреберных промежутков, не затрагивая позвоночник. При поколачивании область почек пропускается.
Здоровым детям массаж ягодиц не рекомендуется. При наличии атрофии ягодичных мышц проводится массаж в виде пощипывания и покалачивания.
По мере роста и развития ребенка массаж постепенно заменяется физическими упражнениями. После года массаж делают только ослабленным детям по показаниям.
Массаж рук отменяется, когда ребенок свободно поднимает туловище с опорой на выпрямленные руки. Массаж ног отменяется, если ребенок легко ползает на четвереньках. Массаж спины можно отменить, если ребенок сидит без опоры и стоит, держась за неподвижную опору, с выпрямленной спиной. Когда ребенок начинает переступать, держась за неподвижную опору, отменяется массаж стоп. Последним отменяется массаж живота (после года).
Одновременно с проведением массажа ребенок с помощью родителей или воспитателя выполняет простые физические упражнения.
Программа воспитания детей ясельного возраста предусматривает выработку у ребенка определенных навыков в зависимости от возраста.
При составлении комплекса надо учитывать безусловные рефлексы, на основе которых выполняются некоторые рефлекторные упражнения.
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
К 2,5—3 месяцам надо приучать ребенка поднимать и удерживать головку, поощрять движения на животе.
I. Массаж рук — поглаживание
2. Массаж груди — поглаживание
3. Массаж живота - поглаживание
4. Массаж ног — поглаживание
5. Вызывание зрительного рефлекса яркой игрушкой
6. Поворот ребенка на бок (ножки держать вилкой),
рефлекторное прогибание позвоночника — большим и указательным пальцами вдоль позвоночника от крестца к шее — ребенок прогибается 1-3 раза.
7. Парение на спине — ребенка приподнимают на ладонях — он рефлекторно сгибает ножки к животу, голову тянет вперед.
8. Массаж стоп — поглаживание.
9. Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.
10. Массаж спины — поглаживание.
11. Рефлекторное ползанье — ребенок лежит на животе, к стопам подставляют прямую ладонь, от которой и отталкивается ножками.
В возрасте от 3 до 6 месяцев надо учить ребенка захватывать и удерживать игрушку. Развивать подготовительные движения к ползанью, обучать крепко упираться ногами на опору (стол).
Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев
1. Массаж рук — поглаживание.
2. Массаж груди — поглаживание.
3. Скрещивание рук на груди с разведением их в стороны.
4. Массаж живота (поглаживание, растирание прямых мышц).
5. Парение на спине.
6. Стимуляция захвата игрушки.
7. Поворот на бок — рефлекторное прогибание позвоночника.
8. Массаж ног (поглаживание, растирание).
9. Пассивное сгибание ног.
10. Потанцовывание — ребенка, нужно взять за подмышечную область и ставить ножками на стол, он отталкивается и подгибает под себя ножки.
11. Массаж спины (поглаживание, спиралеобразное растирание).
12. Ласточка или парение на животе — ребенка поднимают на ладонях, поддерживая под грудь, он откидывает головку назад 1-2 раза.
13.Стимуляция ползанья показом игрушки.
14. Рефлекторное сгибание стоп 2-3 раза.
Комплекс упражнений для детей от 5 до 6 месяцев
Массаж рук с переходом на грудь.
Скрещевание рук 3-4 раза.
3. Массаж живота (дополнительно дают растирание прямых, наружные и внутренних косых мышц).
4. Если сохранился четко выраженный шейный рефлекс, выполняют парение на спине 1-2 раза.
5. Если этого рефлекса нет, дают присаживание, разводя руки в стороны 1-2 раза.
6. Бокс из положения лежа.
7. Массаж ног (дополнительно дается кольцевидное разминание и лыжный шаг).
8. Массаж стоп.
9. Топанье 3-4 раза.
10. Повороты на бок 1-2 раза.
11. Массаж спины (дополнительно дается разминание и поколачивание).
12. Парение на животе 1-2 раза.
13. Стимуляция ползанья показом игрушки
14. Потаи цовыв ан и е и стимуляция ходьбы.
Комплекс упражнений для детей от 7 до 9 месяцев
В возрасте от 7 до 9 месяцев надо развивать двигательную и голосовую реакцию. Приучать по слову выполнять простые движения (сесть, лечь, повернуться на бок), способствовать своевременному развитию ползанья.
1. Круговые вращения рук 4-5 раз.
2. Массаж живота (все приемы).
3. Активное присаживание, держась за кольца 2-3 раза.
4. Поднимание прямых ног или топанье.
5. Напряженное прогибание позвоночника (между лопатками вызывать раздражение кожи, от чего ребенок прогибается в грудном отделе).
6. Хватание игрушки из положения лежа на спине и животе.
7. Самостоятельные повороты на бок за игрушкой.
8. Ползанье за игрушкой.
9. Бокс из положения сидя.
10. Массаж спины.
Комплекс упражнений с 10 до 12 месяцев
С 10 месячного возраста до 1 года надо совершенствовать ранее освоенные движения, подготавливающие ребенка к самостоятельной ходьбе, учить выполнять ряд действий, направленных на достижение определенной цели.
1. Круговые движения рук сидя.
2. Бокс сидя или стоя.
3. Массаж живота.
4. Топанье или пассивное сгибание ног.
5. Повороты за игрушкой на живот, на бок.
6. Напряженное самостоятельное выгибание за игрушкой, которую поднимает воспитательница.
7. Подаем из положения лежа на животе за поднятые вверх руки.
8. Наклон вперед (ребенок стоит спиной к инструктору, его держат за ножки, и поощряя словами, заставляют поднять игрушку).
9. Подъем на кубики.
10. Упражнение «сели-встали».
11. Переступание за каталкой.